Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности + какая предусматривается ответственность и как на это реагирует государство
Многие предприниматели иногда сталкиваются с такой ситуацией, когда им просто мешают работать и заниматься предпринимательской деятельностью, в рамках законодательства. Попробуем подробнее разобраться, что делать в такой ситуации и как поступать.
Оглавление
- Положения из 169 статьи УК РФ
- Комментарии к 169 статье УК РФ
- Судебная практика
- Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
- Незаконное ограничение самостоятельности, незаконное вмешательство в деятельность ип и юл
- Часть 2 предусматривает уголовную ответственность, за воспрепятствование совершенное в противоречии законному решению суда. А также предусматривает причинение крупного ущерба
- Статья 171 ук незаконное предпринимательство
- Ответственность, предусмотренная законодательством РФ за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
- Общие понятия
- Состав преступления и ответственность
- ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ СВОЕ СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫГОДЫ
- ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕМ ЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 169 УК РФ
Одно из немногих нарушений федеральных законов, которое могут допустить государственные органы и конкретные люди на местах. Согласно уголовному кодексу Российской Федерации, а именно статье 169, за неправомерное выставление препятствий перед предпринимателями, должностные лица будут привлекаться к ответственности.
Положения из 169 статьи УК РФ
Статья весьма жестко описывает правонарушение и возможные санкции. Из смысла 1 пункта 169 статьи следует, что необоснованные отказы в регистрации предприятия, а также уклонение от выполнения своих непосредственных обязанностей грозит должностному лицу штрафом до пятисот тысяч рублей, лишением занимаемой должности или вообще исправительными работами. В лучшем случае удастся отделаться штрафом в двести тысяч рублей. Если совершаемое нарушение было воспроизведено с игнорированием вступивших в силу законных актов и при этом нанесло крупный ущерб – наказание может быть гораздо суровее. При максимально жестком приговоре должностное лицо получит три года лишения свободы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, крупным ущербом признается денежная сумма в размере одного миллиона пятисот тысяч рублей.
Комментарии к 169 статье УК РФ
Чтобы правильно оценить силу и смысл вышеуказанной статьи стоит обратиться к другим положениям российского законодательства. Например, понятие предпринимательской деятельности раскрывается в гражданском кодексе Российской Федерации. Стоит также понимать, что иная деятельность может быть не только в финансово-экономической сфере. Объектом преступления в таких делах являются нарушенные права предпринимателей и лиц, ведущих иную деятельность. 23 статья гражданского кодекса РФ дает четко сформулированное определение понятия «предприниматель». Существуют два квалификационных признака – это материальность и нарушение действующего законодательства. Первый подразумевает то, что в связи с действиями должностного лица, пострадавший понес ущерб, а под вторым имеется в виду не соответствие действий должного лица действующему в Российской Федерации законодательству.
Судебная практика
В реальной жизни в таких вопросах все решают тончайшие юридические нюансы. Поэтому противоборство в суде, как правило, заключается не между потерпевшим и подсудимым, а между их законными представителями. Для адвокатов здесь есть непаханое поле работы. Необходимо доказать незаконность действий должностного лица, а для этого нужно найти аргументы на мотивированный ответ подсудимого о своем отказе. Ограничиваться изучение 169 статьи УК РФ здесь нельзя, проблему нужно рассматривать в гораздо более широкой плоскости. На сегодняшний день существует некоторый перевес в победах у стороны защиты, поскольку им часто удается привести веские доводы о том, почему же все-таки произошел отказ в регистрации предприятия или были выставлены иные преграды. Общие рекомендации здесь давать затруднительно, в каждом отдельном случае свой миллион юридических нюансов, каждый из которых может оказаться решающим.
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
- Родовой объект – экономика
- Видовой – экономические отношения строящиеся на принципах реализации экономической деятельность
- Непосредственный – экономические отношения строящиеся на принципе свободы экономической деятельности
- Предмет – предпринимательская или иная деятельность
Предпринимательская деятельность = это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг, лицами зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Основы государственной регистрации ИП и ЮЛ регламентируются ФЗ «о государственной регистрации»
Государственная регистрация осуществляется не более чем за 5 дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган документы представляются в регистрационный орган непосредственно или направляется почтовым отправлением.
При государственной регистрации ЮЛ, заявителями могут быть:
- Руководитель постоянно действующего органа, регистрируемого ЮЛ, или лицо имеющее право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ
- Учредитель или учредители ЮЛ при его создании
- Руководитель ЮЛ, выступающий учредителем, регистрируемого ЮЛ
- Конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии
При государственной регистрации ИП, датой предоставления документов выступает день их получения регистрирующим органом
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных (альтернативных) действий в воспрепятствовании. Это создание условий и обстоятельств, которые вообще не позволяют заниматься предпринимательской деятельностью или затрудняют ее и ограничивают.
Воспрепятствование включает следующие формы:
- неправомерный отказ в государственной регистрации ИП или ЮЛ
- уклонение от их регистрации
- неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) и уклонение от его выдачи
- ограничение прав и законных интересов ИП или ЮЛ.
В зависимости от организационно правовой формы
Незаконное ограничение самостоятельности, незаконное вмешательство в деятельность ип и юл
состав по конструкции формальный:
- субъективная сторона – умышленная форма вины и выражается в прямом виде умысла
- субъект – должностное лицо
Часть 2 предусматривает уголовную ответственность, за воспрепятствование совершенное в противоречии законному решению суда. А также предусматривает причинение крупного ущерба
крупный ущерб должен превышать 1 миллион 500 тысяч рублей.
Статья 171 ук незаконное предпринимательство
- Родовой объект – общественные отношения, возникающие в сфере экономики (экономика)
- Видовой объект – экономические отношения, строящиеся на принципах реализации экономической деятельности
- Непосредственный объект – общественные отношения, строящиеся на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях.
- Предметом выступает предпринимательская деятельности.
Объективная сторона выражается в деянии в форме активных действий, в незаконном предпринимательстве – занятие инициативной деятельностью, осуществляемой на свой страх и риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг, самовольно, не на законных основаниях.
Формы:
- осуществления предпринимательской деятельности без регистрации.
- осуществления предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации
- предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные сведения
сведения содержащиеся в данных документах должны быть заведомо ложными, то есть не соответствующими действительности. Соискатель должен до подачи документов достоверно знать, что данные сведения являются ложными. Если в данном случае в документы были внесены ложные сведения, то в некоторых случаях должна присутствовать дополнительная квалификация по статьям 292 или 327 УК РФ
- Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в тех случаях, когда она обязательна.
- Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования:
Лицензионные требования:
- Квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату в зависимости от видов деятельности, требующих специальных знаний.
- Требования, связанные с соответствием объекта с помощью которого осуществляется вид деятельности
- Иные требования, предусмотренные положениями о лицензировании конкретного вида деятельности
Состав по конструкции формальный в тех случаях когда извлечен доход в крупном размере, в данном случае состав преступления считается оконченным с момента реализации любой из альтернативных форм незаконного предпринимательства.
Данный состав по конструкции может быть материальным, когда объективная сторона включает 3 обязательных признака:
- Незаконное предпринимательство
- Последствия в виде крупного ущерба, причиненного гражданам , организациям или государству
- Причинной связью между ними
Следовательно данный состав по конструкции носит формально – материальный характер.
Ответственность, предусмотренная законодательством РФ за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ведение какой-либо предпринимательской деятельности или в целом бизнеса любой направленности – дело непростое и граничащее с большим количеством разнообразных нормативно-правовых актов. К сожалению, несмотря на всю озвученную правительством Российской Федерации поддержку малого и среднего бизнеса, многие начинающие предприниматели постоянно сталкиваются с препятствиями, которые порой носят преступный характер. И именно о таких препятствиях и пойдёт речь в настоящей статье.
Общие понятия
Как видно из названия данной статьи, основная тема заключается в учинении препятствий в осуществлении законной предпринимательской или иной деятельности. Следовательно, для начала необходимо коснуться вопроса о том, в чём же заключаются основные моменты законной деятельности и какой предусмотрен порядок регистрации предпринимателей. Вопрос этот невероятно сложный, и в рамках отдельной статьи все особенности и перипетии просто невозможно разобрать, и именно поэтому в качестве примера следует выделить лишь одну категорию бизнесменов нашей страны — это индивидуальные предприниматели, которые, к слову, являются самой распространённой категорией бизнесменов в России.
Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Второй абзац подразумевает определённые условия для тех физических лиц, которые выбрали в качестве своей основной деятельности, например, законную торговлю оружием. Соответственно, подобный выбор влечёт за собой огромное количество ограничений и условий, а также лицензирование. В части 1 идёт указание на то, что подобная деятельность возможна только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП).
Порядок и особенности регистрации указаны и в ГК и ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В рамках обозначенного примера особое внимание следует уделить главе под номером VII, а именно статье 22.1. В части 1 устанавливается перечень документов, который необходимо предоставить в регистрирующий орган:
- заявление;
- документы, удостоверяющие личность для гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства;
- свидетельство о рождении, если необходимые данные не указаны в документе из предыдущего пункта;
- документ, удостоверяющий право на нахождение в РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
- справка по месту регистрации, если эта информация не указана в представленных документах;
- для несовершеннолетнего лица нужно предоставить нотариально заверенное согласие законных представителей на регистрацию несовершеннолетнего в качестве ИП;
- подтверждение оплаты 800 рублей в качестве госпошлины;
- справка в установленной форме об отсутствии или наличии судимости и прочих «отношений» с нарушающими закон действиями.
При этом все подаваемые копии обязательно должны быть нотариально заверены или предоставляться лично вместе с оригиналами. При отсутствии препятствий для одобрения заявления регистрация должна осуществиться в срок не более, чем в 3 рабочих дня с момента фиксирования обращения. Если говорить вкратце, то таков порядок первоначальной регистрации физического лица в качестве ИП. Далее, законность осуществляемой деятельности подтверждается или опровергается уполномоченными на проверку и вынесение решения органами.
Состав преступления и ответственность
Итак, от необходимого отступления следует перейти к сути рассматриваемой темы, а также сразу следует выделить, что объектом преступления может быть только должностное лицо. В рамках Уголовного кодекса состав и санкционную составляющую по данному деянию устанавливает статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», положения которой выглядят следующим образом:
- Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов.
На основе вышеприведённой части 1 статьи 169 УК РФ можно выделить три основных вида воспрепятствования:
- отказ в регистрации или в выдаче лицензии;
- уклонение от регистрации или от выдачи лицензии;
- ограничение прав и законных интересов.
Первые два вида во многом конкретизированы и понятны, например:
Гражданин «А» обратился с заявлением на регистрацию его в качестве ИП, соответственно предоставив все необходимые документы в нужной форме и содержании. Уполномоченный сотрудник принял пакет документов, утвердил получение заявления и далее уведомил об имеющихся сроках рассмотрения обращения. По истечении озвученного периода в 3 рабочих дня гражданин «А», не получив уведомления о статусе рассмотрения заявки, снова обратился в регистрирующий орган, где ему было озвучено, что требуется подождать ещё 3 рабочих дня. Но по истечении ещё трёх дней результат остался тем же, а в завершение пришло уведомление об отказе в одобрении заявки, при этом в отказе не было указана мотивированная часть, что само по себе нарушает действующее законодательство.
Здесь же стоит отметить, что законодателем предусмотрены определённые основания для правомерного отказа, и указаны они в статье 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001. Перечень оснований достаточно внушительный и насчитывает 20 пунктов, например, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. При этом деяние считается оконченным с момента фактического вынесения решения и доведение этого решения до заявителя.
Третий вид — это «Ограничение прав и законных интересов» обобщает все остальные всевозможные варианты, что не позволяет определить их в единый список, так как к ним могут относиться любые действия, рассматриваемые как препятствующие предпринимательской деятельности. К примеру, это уведомление правительством определённого субъекта представителей малого бизнеса о принудительном денежном пожертвовании в некий фонд, а в случае отказа и/или невыполнения всех требований, бизнесмена ждут вечные и безостановочные проверки и комиссии.
Санкционная составляющая части 1 не предполагает лишение свободы, но полумиллионный штраф и лишение права занимать определённые должности должны в полной мере обеспечить наличие страха и трепета перед желанием нарушить закон.
- Те же деяния, совершённые в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от трёх до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
Часть 2 характеризуется повторением ранее осуждённым должностным лицом учинения препятствий или причинением материального вреда в крупном размере. В соответствии с примечанием законодателя, крупным ущербом признаётся сумма в размере 1500000 рублей. При этом ущерб может быть не только в реальной форме, но и в виде упущенной выгоды.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ СВОЕ СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫГОДЫ
Несколько слов о правомерности и неправомерности действий должностных лиц. Правомерность деятельности должностных лиц в сфере экономики, включая саму предпринимательскую деятельность, это не что иное, как законность деятельности таких лиц. Законность этой деятельности определяется не только Конституцией РФ, ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов. В самом обобщенном и упрощенном виде указанные правовые нормы регламентируют:
- основания и порядок получения статуса предпринимателя в разрешительном либо удостоверительном порядке;
- обязанности предпринимателя по отношению к государству и иным участникам гражданско-хозяйственного оборота;
- ответственность предпринимателя;
- компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности);
- порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий;
- возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц[2].
О неправомерности действий (бездействий) должностных лиц и предпринимателей. Забегая вперед, укажем, что процесс доказывания вины лица, совершившего преступление по признакам ч. 1 ст. 169 УК РФ (либо по иной статье УК РФ, расположенной в главах 22 - 23 УК РФ), представляет трудность для следствия. Указанные преступления характеризуются только умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел). Но как раз умысел и является труднодоказуемым при расследовании преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 169 УК РФ. Во-первых, потому, что "чиновник-регистратор" либо иное должностное лицо всегда сошлется на "недоразумения" в своих действиях, "забывчивость", "занятость" либо на неумышленную "ошибку" в других действиях (бездействиях) и т.д. Во-вторых, как правильно отмечает А.Э. Жалинский, вина в преступлениях по признакам ст. 169 УК РФ "...доказывается особо. В ряде случаев она может устанавливаться судами в гражданском и арбитражном процессе"[3].
Наибольшую сложность для следствия (дознания) при расследовании состава преступления ст. 169 УК РФ может представлять как законодательное, так и смысловое понятие следующей формулировки диспозиции этой статьи: "...совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения".
Именно по этим причинам я веду свое исследование несколько в экстравагантном варианте, а именно не с позиции, традиционно установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, а с анализа понятия "субъект", как должностного лица, использующего свое служебное положение с целью получения определенной выгоды.
Таким образом, правоприменителю с самого начала следует уяснить два понятия, заложенные волей законодателя в диспозицию ст. 169 УК РФ: "должностное лицо" и "должностное лицо, использующее свое служебное положение", а точнее фраза: "...совершены должностным лицом, с использованием своего служебного положения". Именно эти два указанных понятия сосредоточены и в других статьях Уголовного кодекса, а поэтому их уяснение имеет предопределяющее значение для квалификации того или иного противоправного деяния.
С легальным определением понятия должностного лица особых проблем в уголовном праве нет, ибо оно содержится в примечании к ст. 285 УК РФ. Хотя в тексте примечания и сказано, что это определение относится к статьям главы "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", какие-либо аргументы против распространения данного определения на другие статьи УК РФ, в которых содержится это понятие, вряд ли имеются. Таким образом, под должностными лицами понимаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
При этом крайне важно знать, какие лица не могут признаваться должностными. Не признаются должностными лицами и, следовательно, не могут нести ответственность как исполнители воспрепятствования законной предпринимательской деятельности лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. те, кто постоянно, временно или по специальному полномочию выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от форм собственности (в том числе в государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а также в некоммерческой организации независимо от форм собственности (в том числе в государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (потребительская кооперация, общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд, негосударственное и немуниципальное учреждение и др.). Характерно, что лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут препятствовать законной предпринимательской деятельности, совершая такие преступления, как монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179) и иные преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции[4].
Несколько сложнее выглядит понятие "использование своего служебного положения", которое конструктивно связано не только с определением "должностное лицо", но и с понятием "государственный служащий".
Хотя формулировка определения "лицо, занимающее государственные должности" и дается законодателем в п. 2 и п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ, тем не менее она требует уточнений.
Так, о связи вышеупомянутых понятий, конкретизации этих формулировок, пожалуй, удачнее всего сказал Ю.Н. Старилов: "...Правовое положение государственного служащего определяется прежде всего двумя понятиями: "должность в структурно-правовом смысле" и "должность в конкретно-функциональном смысле". ...При этом надо иметь в виду, что государственный служащий не владеет занимаемой им должностью, она принадлежит государственной администрации. ...При этом в понятие "государственная служба" входит и понятие "муниципальная служба"[5].
Определения должностного лица, должностного лица, использующего свое служебное положение, и недолжностного лица, содержащиеся в п. п. 1 - 4 примечания к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ, взаимосвязанные со ст. 169 УК РФ, громоздки и непросты.
ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕМ ЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диспозиция ч. 1 ст. 169 УК РФ, составляющая объективную сторону данного состава преступления, содержит в себе следующие квалифицирующие признаки воспрепятствования законной предпринимательской деятельности:
- неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации;
- неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи;
- ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;
- незаконное ограничение их самостоятельности;
- иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя (или коммерческой организации).
Однако все вышеперечисленные действия (бездействие) могут считаться деяниями только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Мы видим, что почти вся диспозиция ст. 169 УК РФ построена на принципе неправомерности отказа в государственной регистрации и (или) уклонения от государственной регистрации коммерческой организации или ИП. Это говорит о том, что правоприменитель так или иначе должен знать те или иные правила, касающиеся государственной регистрации указанных участников гражданского оборота.
Однако в нынешнем текущем законодательстве процесс описания регистрации ИП и юридических лиц, носящий бланкетный характер, является громоздким. Как известно, согласно ст. 51 ГК РФ государственная регистрация юридических лиц должна осуществляться в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц.
Громоздкость изложения исследуемого материала обусловлена, в первую очередь, объемностью диспозиций ст. 169 УК РФ, во вторую очередь, - ее спецификой, а в третью, - тем, что ст. 169 УК РФ открывает главу 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности". Эта статья является как бы базовой, незримо взаимосвязанной с рядом определений, терминов и понятий со многими другими определениями, находящимися в других статьях главы 22 УК РФ. Наконец, сложность диспозиции ст. 169 УК РФ состоит еще и в том, что понятие "должностное лицо" находится во взаимосвязи и взаимозависимости с понятием "должностное лицо, использующее свое служебное положение", а при этом формулировки данных определений находятся в примечаниях к другим статьям Уголовного кодекса РФ (ст. 285 и ст. 318).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия или бездействие препятствуют законной предпринимательской деятельности, и желает этого.
Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Они могут только характеризовать общественную опасность данного преступления. В качестве цели выступает невозможность осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом или иной деятельности либо ее осуществление в пределах и на условиях, определенных виновным.
Мотивом данного преступления могут быть месть, стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы, "желание продемонстрировать свою власть и значимость" и т.п.
Преступление является оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 169 УК РФ действий (бездействий), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижение которых были направлены.
МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 169 УК РФ
- ПРОСТЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, - (в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 72-ФЗ) наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.