Тонкости статьи 24 закона о защите прав потребителей
Если купленная вещь оказалась не совсем исправной или полностью негодной, и покупатель желает её сдать продавцу или вернуть часть денег, ситуация регламентируется ст. 24 закона «О защите прав потребителей».
- замена;
- ремонт за счёт продавца;
- возврат вещи;
- уменьшение уплаченной цены.
Ремонт за счёт продавца регулируется другой статьёй, а здесь мы поговорим о трёх оставшихся вариантах.
Замена
Наиболее простая ситуация – бракованная вещь заменяется исправной, той же модели. Если за время, прошедшее от покупки негодной вещи до её возврата, цена на данный товар поднялась, покупатель не должен доплачивать разницу: продавец обязан выдать ему вещь данной модели взамен сдаваемой без каких-либо перерасчётов и доплат. На практике продавец может умалчивать о требованиях закона и просить покупателя доплатить за подорожавшую вещь. Помните: подобное требование незаконно и даёт основание для жалобы в Роспотребнадзор, чего продавцы крайне не любят.
- марки;
- модели;
- артикула.
Модель – серия выпускаемых товаров, которые не отличаются друг от друга, марка – объединённая производителем группа моделей, близких друг другу, артикул – понятие близкое модели, условное обозначение типа или рода товара, обычно используется для отличия вещей разного размера, цвета и т. п.
Если у двух вещей совпадает модель, это одинаковые вещи, вышедшие, образно говоря, с одного конвейера; с точки зрения функциональности между ними нет разницы. Покупателю безразлично, каким по счёту сошёл этот предмет с конвейера: если одна дрель не сверлит, он поменяет её на такую же, но рабочую дрель, и на этом инцидент с продажей товара ненадлежащего качества будет исчерпан.
Возврат
Если вместо замены товара покупатель требует вернуть деньги, и при этом товар подорожал, продавец обязан вернуть покупателю кроме уплаченных денег ещё и разницу между новой и старой ценой.
Выше мы уже указывали на обязанность продавца выдать новую вещь без доплат, но если покупатель вместо вещи требует вернуть деньги, то они, в случае подорожания товара, возвращаются в сумме новой цены.- Цена повысилась. В этом случае деньги возвращаются с доплатой в пользу покупателя.
- Цена понизилась. Покупателю возвращаются изначально заплаченные деньги без удержаний.
Таким образом, компенсационный механизм, заложенный в рассматриваемую статью закона, направлен исключительно в пользу покупателя: если цена поднялась, покупатель ничего не теряет, а может только приобрести сумму с доплатой, если захочет сдать брак и получить деньги.
Таким образом, законодатель защищает потребителя, поскольку:- потребитель более слабая сторона;
- продавец осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск;
- если покупатель не доверяет этому магазину, он должен получить возможность купить товар в другом магазине, получив деньги с учётом подорожания.
Для случаев приобретения негодного товара в кредит на продавца также возлагается обязанность возместить покупателю проценты и иные платежи за пользование кредитом безотносительно к тому, кто выступал кредитором: сам продавец или сторонняя организация (как правило – банк).
Повышенный риск продавца стимулирует его к тщательному контролю качества товара и недопуску брака в оборот.
Промежуточный случай
Если вещь частично пригодна к использованию (например, сплит-система, которая согласно рекламе работает на холод и тепло, а по факту – только на холод), покупатель может захотеть вместо возврата оставить её у себя, но соответственно уменьшить покупную цену и вернуть часть уплаченных денег.
Ситуация не совсем простая, поскольку уменьшение цены – вопрос оценки. Если стороны пришли к соглашению о сумме возврата, это идеальный вариант, но нередко спор между продавцом и покупателем переходит в суд, и тогда оценка вещи, которая оказывается не вполне функциональной, отдаётся независимому специалисту-товароведу.
Проблема инфляции
Поскольку деньги имеют свойства обесцениваться, а в России это особенно заметно, отказ продавца от добровольного удовлетворения требований покупателя о возврате денег влечёт за собой задержки, связанные с судебным процессом. В этом случае, если ко времени вынесения решения суда цены в очередной раз выросли, продавец будет возмещать стоимость бракованной вещи по новым ценам.
Судебные тонкости
Необходимо добавить, что для всех споров о защите прав потребителей действует правило о 50%-ном штрафе в пользу потребителя, если продавец не удовлетворил его обоснованных требований добровольно и проиграл спор.
Всего же по окончании выигранного судебного процесса потребитель получает с продавца:- взысканную сумму;
- судебные издержки;
- потребительский штраф.
Поскольку закон устанавливает для продавца право удовлетворить требования покупателя добровольно, досудебная претензия необходима. Проще всего написать её в двух экземплярах и вручить один из них администратору магазина с получением отметки на другом экземпляре, но если сотрудник магазина отказывается принимать претензию в письменном виде, её можно отправить по почте. Или, опять-таки, пригласить сотрудников Роспотребнадзора.