Такси и таксисты - нововведение в законодательстве для таксопарков
Сегодня деятельность автомобилей службы такси на территории России регламентирована одновременно несколькими документами. Это устав ТС 259-ФЗ, а также правила перевозки багажа и пассажиров, а также такие документы, как закон об использовании онлайн касс (это ФЗ-53) и закон 63, в котором положения изменяют несколько важных правил и особенностей перевозок. Что же изменится буквально с сегодняшнего дня, с 1 июля 2019 года.
Оглавление
- Основные положения нового законодательства 2019 года
- Что должна иметь служба, чтобы работать на законных основаниях
- Особенности оборудования и оформления такси
- Штрафы в случае нарушения законодательства
- Что изменил закон 69 о такси
- Новые правила для водителей и служб по статье 9
- Два законодательных акта в Государственной думе
- Плюсы и минусы законов
- Можно ли как-нибудь обойти закон и что за это будет
Основные положения нового законодательства 2019 года
Соответствовать уже принятым и новым законам должна в обязательном порядке именно та юридическая организация службы такси, которая занимается непосредственной перевозкой как багажа, так и пассажиров на легковых транспортных средствах такси. Если в службе такси есть свой собственный автомобильный парк, то важно позаботиться о соблюдении всех установленных требований. Если же служба такси по каким-либо причинам сотрудничает с тем ИП, который занимается перевозками, то именно ИП и будет нести ответственность.
Что должна иметь служба, чтобы работать на законных основаниях
Вот несколько вещей и документов, которые должна иметь служба такси согласно новому законодательству.
Лицензия на работу для каждого транспортного средства (ФЗ-69, статья 9). Это разрешение оформляет и выдает местное транспортное Министерство, или же Департамент транспортного и дорожного хозяйства. Также это может быть и иной орган, отвечающий за транспорт на территории региона.
Для получения разрешения необходимо подать заявление посредством интернет-портала с Государственными услугами. Для того, чтобы это нужно обратиться к разделу «Разрешение на легковые такси». Еще можно подавать заявление в письменном виде.
Также важно учесть еще несколько важных моментов:
- Согласно разрешению, каждая из машин должна работать минимум 5 лет.
- Разрешение выдается как на свое транспортное средство, так и на транспорт в лизинге, аренде или на доверенности.
- Разрешение всегда должно быть непосредственно в транспортном средстве.
При этом водитель должен будет показывать разрешение по первой просьбе пассажира или сотрудника ГИБДД.
Договор фрахтования (ФЗ-259, статья 31, а также Правила перевозки багажа и пассажиров, глава IV)
Договор фрахтования – это специализированное соглашение на выполнение услуг по перевозке. Данный договор заключается в автоматическом режиме, а происходит это ровно тогда, когда пассажир звонит в службу такси и заказывает транспортное средство.
Согласно официальному договору фрахтования, служба тогда должна в обязательном порядке фиксировать следующие моменты:
- номер заказа;
- дата его выполнения;
- дата его принятия;
- место подачи транспортного средства;
- марка того транспортного средства, которое выбрал клиент;
- ориентировочное время подачи транспортного средства.
После того, как транспортное средство появится на месте заказа, служба такси также должна будет сообщить своему клиенту следующую информацию:
- где машина ждет своего клиента;
- государственный номер, марка и цвет транспортного средства;
- Ф.И.О. водителя;
- время подачи транспортного средства по факту.
Также, согласно ФЗ-54 и статье 31 ФЗ-259, службы такси должны использовать кассовые аппараты и иметь возможность выдавать своим клиентам чеки по окончанию поездки. Здесь можно отметить следующие моменты:
- служба такси в обязательном порядке должна на основании договора фрахтования сразу же после совершения оплаты поездки со стороны клиента выдать клиенту квитанцию или же кассовый чек в форме бланков отчетности;
- в чеке должна быть вся информация, регламентируемая ФЗ-54, статьей 4.7;
- для того, чтобы выдавать чеки, служба такси должна пользоваться онлайн-кассами. Именно у них есть встроенный фискальный накопитель, а все данные обо всех произведенных операциях передаются напрямую в ФНС;
- для того, чтобы обеспечить работу онлайн-касс, служба такси должна заключить соответствующий договор с оператором фискальных данных;
- все соответствующие службы такси должны начать выдачу чеки клиентам начиная с июля 2019 года, однако данное положение в рамках ФЗ-54 на данный момент пересматривается, поэтому есть вероятность отсрочки на установку онлайн-касс вплоть до 2021 года;
Также важно знать, как должно быть оформлено транспортное средство
Особенности оборудования и оформления такси
Согласно части 16 статьи 9 ФЗ-69, правильно оборудованным и оформленным является такое транспортное средство такси, которое оснащено:
- шашечками по бокам;
- единым с другими машинами в рамках одного города или субъекта цветом (исключением являются случаи, при которых на территории субъекта или города нет местного законодательства относительно цвета для данного типа транспортных средств);
- фонарем оранжевого цвета на крыше;
- таксометром, но лишь в том случае, если клиенты службы такси расплачиваются согласно установленным тарифам;
- табличкой или памяткой с указанием названия службы такси, условиями оплаты поездки, фото и визитной карточкой водителя, адресом и телефоном лица/фирмы, несущей ответственность за перевозку;
- правилами пользования транспортным средством такси;
- должным для такси техническим состоянием.
Также есть и требования, касающиеся водителя такси. Согласно части 16 статьи 9 ФЗ-69, стаж таксиста должен превышать 3 года, а перед рейсом таксист должен проходить соответствующий медицинский осмотр.
Штрафы в случае нарушения законодательства
В том случае, если перечисленные выше пункты действующего и нового законодательства не были соблюдены, службе такси могут грозить следующие штрафы:
- 50 тысяч для водителя;
- 100 тысяч для того водителя, который оформлен в качестве ИП;
- 400 тысяч для юридического лица;
- повторное нарушение для ИП и водителя – тот же штраф и конфискация транспортного средства;
- повторное нарушение для юридического лица – тот же штраф и закрытие компании на 90 суток или меньше;
- если на машине под соответствующего разрешения установлен фонарь или шашечки, то водителю придется заплатить 5 тысяч, ответственным и должностным лицам – 20 тысяч, а юридическому лицу – 500 тысяч рублей.
Однако после изменений от 1 июля в силу могут вступить и иные виды штрафов и ответственности.
Что изменил закон 69 о такси
ФЗ 69 о такси в действительности посвящен не одним только перевозкам пассажиров. В действительности этот закон изменяет множество законодательных актов, так или иначе касающихся работы такси. В частности, ФЗ-69 вводит следующие обновления и изменения:
- Службы несут полную ответственность административного характера за любые нарушения в правилах перевозок. Данное изменение также закреплено в статье 36.1 Устава автомобильного транспорта 259-ФЗ.
- Также появились новые штрафы, касающиеся административных нарушений, рассмотренных выше (как пример, это штраф за некорректное оформление транспортного средства или за работу водителя без соответствующего разрешения.
- Заниматься осуществлением контроля за выполнение всех установленных требований к работе машин такси будут непосредственно региональные органы, представляющие власть. Данное изменение прописано в пункте 4 ст. 1 ФЗ-294 О защите прав ИП и юридических лиц.
- Еще один важный момент – это ведение общих требований для разрешения водителям выхода на работу в такси.
Все эти и иные изменения являются частью нового законодательства для служб такси и таксистов.
Новые правила для водителей и служб по статье 9
Одно из нововведений в действующее законодательство по отношению к таксистам и службам такси – это статья 9 ФЗ-69. Она определила несколько новых правил, среди которых можно отметить такие, как:
- Увеличение сроков действия разрешений для последующей работы каждого транспортного средства. Теперь это 5 лет или больше.
- Теперь значительно упростилась процедура оформления и получения разрешения. Все, что необходимо сделать – это подать соответствующее заявление, причем подавать его можно в электронном варианте. Решение о выдаче разрешения придет по почте. Одновременно с этим, согласно нововведениям, сократился список тех документов, которые нужны для подачи заявления.
- Также улучшилась и стала проще ситуация у ИП, ведь теперь, благодаря правкам в ФЗ 69, работать в такси можно не только машинах, находящихся в собственности, но и на тех, которые являются объектом права хозяйствования, аренды или доверенности.
- Службам разрешается совершать перевозки и иные регионы. В том случае, если пункт подачи расположен в том же самом регионе, где транспортное средство получило разрешение работать, то в таком случае межрегиональная перевозка является законной само по себе. В тех же случаях, когда пункт выдачи располагается в ином регионе, между регионами должно быть обязательное соглашение на перевозку граждан (пассажиров).
- Также нормы нового законодательства встали на защиту граждан от «бомбил» и «нелегалов». Транспортное средство такси должно быть окрашено соответственно региональному законодательству, а также иметь обязательный фонарь и шашечки. Также в транспортном средстве должен быть таксометр, но это касается лишь тех случаев, при которых оплата производится согласно тарификации.
- Для того, чтобы стать официальным таксистом, достаточно иметь за плечами три года практики, а не пять лет, как было раньше.
И еще одно интересное нововведение – работу такси курируют и контролируют региональные власти.
Два законодательных акта в Государственной думе
Вообще государственная дума рассматривает одновременно два законодательных проекта, коснувшихся рабочей деятельности службы такси.
Законодательный проект под номером 481004-7 О госрегулировании легкового такси. На сегодняшний день депутаты Госдумы делают упор на то, чтобы появился закон, регулирующий работу такси, ведь сегодня в законодательстве существуют лишь отдельно взятые статьи, разбросанные по различным документам. По этой причине на рассмотрение и вынесли законодательный проект под кодовым номером 481004-7. При его принятии произойдут следующие изменения:
- Иностранцам, если они не имеют российское гражданство, нельзя работать в такси.
- На работу в такси не будут брать те машины, которые были зарегистрированы не на территории России.
- Агрегаторы заказов должны в обязательном порядке активно сотрудничать лишь с теми ИП, физическими и юридическими лицами, которые имеют официальное разрешение на перевозку.
- Более строгим образом определяются статусы агрегаторов. Они занимаются лишь оказанием информационных услуг в процессе создания заказа, поэтому они не в состоянии формировать тарифы и комиссии от своего имени.
- Еще законодательство четко разграничило как правила, так и функции допуска к рабочим обязанностям для всех участников перевозок пассажиров.
А еще на территории любого из регионов появится электронный реестр выдачи разрешений на занятие работой в такси со всеми данными о получателе.
Второй законопроект – это законопроект под номером 682709-7, и касается он изменений в ФЗ-54 для такси и служб такси.
При принятии этого законодательного проекта произойдут следующие изменения:
- Как водителям, так и службам не нужно будет устанавливать онлайн-кассы во все машины подряд. Все, что нужно – это иметь кассовый аппарат в облаке или же в офисе компании такси.
- Чек тоже можно будет не распечатывать, поэтому можно и не устанавливать мобильные принтеры. Вместо этого можно показывать клиентам QR-код и оставлять ему же ссылку на электронный чек со всем данными поездки. Также QR-код и чек компания может отправить на клиентскую почту.
- ИП могут не переводить свою деятельность на онлайн-кассы вплоть до 1 июля 2021 года, однако в том случае, если у ИП не будет работников, устроенных на официальной основе.
Конечно же, пока что это принимаемый или отвергаемый законодательный проект, ведь на его реализацию и доведения до сведений должно уйти некоторое количество времени.
Плюсы и минусы законов
- Для таксистов
Среди плюсов:
- Гарантия защиты прав на уровне государства от неадекватных пассажиров.
- Возможность заниматься как фото, так и видеосъемкой в салоне такси.
- Не нужно перекрашивать машины – достаточно лишь нанести цветографическую схему на боковые панели, а также использовать оранжевый фонарь.
- Водительский стаж для такси – 3 года.
Но есть и минусы, к которым можно отнести следующие моменты:
- Те таксисты, у которых нет российского гражданства, теряют работу.
- Нужно проходить медицинское обследование, чтобы продолжать работу в такси.
- Нельзя работать с несколькими службами такси одновременно.
- Таксисты-нелегалы уже не будут получать заказы на работу от служб такси.
- Введение в работу ОСГОП увеличит стоимость заказов и уменьшит спрос на предложения.
- Появление штрафных санкций и ужесточение новых.
- В салоне такси должна быть лицензия. Если ее не будет, водителя оштрафуют на 30 тысяч.
Некоторые водители такси уверены в том, что этот законодательный проект отправит множество легальных и честных таксистов в область теневого заработка, что негативно скажется на общей ситуации с перевозками.
- Для пассажиров
Из плюсов:
- Каждый пассажир застрахован на 2 миллиона рублей.
- У пассажира есть гарантия того, что он отправится в точку назначения на исправной с технической точки зрения машине, а за рулем будет водитель с хорошим здоровьем.
- Пассажир имеет право потребовать лицензию, и это законно.
- Из-за введения штрафов и увеличения старых снизится общее количество водителей-непрофессионалов.
- При новом законе уже не будет нелегальных перевозчиков без лицензии и без ответственности за здоровье и безопасность пассажиров.
Из минусов:
- Повышение стоимости такси, связанная с введением ОСГОПа (программа страхования).
- Продление времени ожидания такси из-за уменьшения скорости подачи транспортных средств.
Но многие пассажиры, тем не менее, готовы заплатить побольше или подождать машину подольше, но с гарантией собственной безопасности во время поездки.
Можно ли как-нибудь обойти закон и что за это будет
Многих как частных водителей, так и ИП интересует один и тот же вопрос (в особенности это касается тех таксистов, которые вели свою деятельность нелегально и на личном транспортном средстве) – можно ли какими-либо методиками обойти новые законы о такси и при этом сделать это без серьезных последствий для себя, своего транспортного средства, денег и свободы?
На самом деле законы и принимаемые законы, касающиеся перевозок граждан на легковых транспортных средствах (автомобиль), доработан не до самого конца, поэтому у него есть большое количество лазеек.
К примеру, в законе нет никаких ограничений, касающихся запрета оформления лицензии лишь на те машины, которые есть в собственности. Поэтому для лицензирования можно использовать все те транспортные средства, которые были оформлены по генеральной доверенности или оформлены официально.
Также в законе нет четких требований, касающихся атрибутики автомобилей такси, поэтому владельцы машин могут использовать как некачественные атрибуты, так и атрибуты съемные. Касается это, к примеру, таксометра. Вместо него можно использовать приложение на навигаторе или на телефоне.
Что же касается тех моментов в законе, которые касаются лицензирования, то здесь обойти нововведения вряд ли выйдет. Если все остальные лазейки можно использовать без риска получить наказание административного характера, то в случае отсутствия лицензии на водителя может быть наложен штраф, равный 5 тысячам рублей.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.