Психическая деятельность детей и кохлеарная имплантация
Психическая деятельность детей - претендентов на кохлеарную имплантацию для определения наиболее значимых факторов и возможной психокоррекции в реабилитационном периоде после кохлеарной имплантации.
Реабилитационные период у детей
В связи с широким разнообразием результатов, которые отмечаются в реабилитационном периоде у детей после кохлеарной имплантации, возникла необходимость поиска и анализа причин подобной вариабельности.
Важной задачей, стоящей перед психологом в дооперационном обследовании данной категории больных, является раннее выявление и четкое разграничение детей с задержкой психического развития (ЗПР) и психическими расстройствами. Это касается задержки развития когнитивных функций, коммуникативного, социального поведения, а также аутистических расстройств и глубокой умственной отсталости.
Решение этой задачи приобретает особое значение не только в связи с необходимостью своевременного и направленного лечения детей с тяжелыми сенсоневральными нарушениями, но и с целью адекватной психокоррекции и сурдопедагогического сопровождения в реабилитационном периоде у детей после кохлеарной имплантации.
По медицинским заключениям, у большинства обследуемых выявлено двустороннее сенсоневральное нарушение слуха с порогами по воздушной проводимости в пределах - от 85 до 120 дБ. Также имели место дополнительные диагнозы: ликворная гипертензия, лейкодистрофия, цеброастенический синдром и расстройства мозговой деятельности на фоне гидроцефалии и асфиксии, травматическая энцефалопатия, психофизический инфантилизм.
Для изучения отклонений в психической деятельности детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой применяются различные клинико-психологические методы. Особенности развития детей от рождения до 3 лет оцениваются по стандартной шкале психомоторного развития детей раннего возраста.
Результаты исследований у детей
Для изучения уровня психического развития пациентов в возрасте от 3 до 7 лет используется Мюнхенская функциональная диагностика развития. У обследуемых в возрасте от 6 до 17 лет особенности когнитивного развития оцениваются по нейропсихологическим тестам и тесту Векслера.
Результаты исследования психического развития детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой различного генеза по сравнению с нормой показали наличие достоверных различий средних величин по t-критерию Стьюдента по всем показателям.
По результатам изучения психического развития детей с тяжелыми сенсоневральными нарушениями различного генеза в структуре нарушений познавательных процессов больше преобладают расстройства внимания, памяти, коммуникативного и социального поведения.
Общая оценка психических процессов указывает на задержку психического развития (ЗПР) низкой и средней степеней. Полученные данные свидетельствуют о
том, что психологические расстройства чаще оказывались у больных, имеющих нарушения слуха вследствие патологических родов (100,0%) и страдающими от нарушения слуха в связи с тяжелой недоношенностью (83,0%), а также у детей с расстройствами слуха после перенесенного менингита (80,0%).
Сопутствующие нарушения психического развития и ЗПР у детей - претендентов на кохлеарную имплантацию негативно влияют на их способность к обучению и результаты реабилитационного периода после кохлеарной имплантации. В структуре нарушений познавательных функций преобладают расстройства гностической области, задержка развития когнитивных функций, коммуникативного и социального поведения, а также проявление делинквентного поведения: невротические, агрессивные и манипуляционные проявления.
Изучалось также развитие праксиса, то есть способность к выполнению целенаправленных координированных действий и к мышлению, что дает представление о мышлении ребенка и его пространственной организации. В формировании динамического стереотипа и двигательного навыка, составляющих основы праксиса, ведущая роль принадлежит лобным зонам коры мозга головного. Поскольку некоторые двигательные нарушения нельзя трактовать однозначно, их анализируют в ассоциации с результатам исследования других функций индивидуально для каждого больного. Итак, в основе плохого тестирования и большого количества ошибок в пробах при нейропсихологическом изучении праксиса у детей с тяжелыми сенсоневральными нарушениями может лежать как когнитивное, так и моторное недоразвитие, а также слабость регуляторных функций.
Таким образом, по результатам изучения показателей праксиса обнаружено наиболее большее количество ошибок у детей с тяжелой недоношенностью (43,7%) и после менингита (50,0%). Выяснено, что нарушение свободной регуляции двигательной функции проявляется в разной инертности движений, в трудностях перемещения, изменения позы, повторении предыдущих движений и последовательности двигательных актов.
Полученные результаты указывают на необходимость разработки алгоритма ранней диагностики и коррекции когнитивных и поведенческих расстройств с
обязательным включением психотерапевтических действий, направленных на психопрофилактику и психокоррекцию нарушений психического здоровья. Психологическая коррекция психических расстройств и ЗПР у детей с тяжелым нарушением слуха должна быть направлена на устранение как когнитивных, так и неврологических и поведенческих нарушений, что позволит улучшить психическое и соматическое состояние и будет способствовать повышению реабилитации детей после кохлеарной имплантации.