Порядок обмена и возврата ювелирных изделий
Приобретение драгоценностей — мероприятие дорогостоящее и ответственное, а возврат ювелирных изделий предполагает отказ, пусть и временный, от понравившегося престижного аксессуара. Как правило, выбор таких изделий занимает значительное время, покупка совершается обдумано с расчётом на длительное его использование. Но с сожалением констатируют случаи, при которых качество товара заявленному не соответствует, а в отдельных — вскрываются откровенный брак производителя. Рядовой потребитель задается рядом вопросов: подлежат ли возврату ювелирные украшения? Как вернуть ювелирное изделие в магазин?
Условия возврата ювелирных предметов
При возникновении обстоятельств, требующих произвести возврат ювелирного изделия в магазин, многие люди руководствуются законом о защите потребительских прав, приводя в качестве аргумента положения о том, что такое действие правомерно относительно экземпляров продукции, особенные внешние характеристики которого не удовлетворили покупателя. Однако законом предусмотрена классификация товаров, не подпадающих под вышеприведённые условия обращения, к ним относят и ювелирные изделия. Порядок их реализации определен правительственным постановлением, принятым 19 января 1998 года № 55-ПП.
Положения нормативного акта предусматривают возврат такой категории товара только при выявлении брака, допущенного при производстве изделия на предприятии, при этом покупатель должен предъявить веские основания этого утверждения, например:- изделие представлено, как золотое, но изготовлено из другого металла (сплава) с поверхностной позолотой;
- проставленная проба не соответствует сертификации драгоценного металла;
- драгоценные изделия не обеспечивают конструктивную надежность: камни выпадают из посадочных мест или нарушается их обрамление, причём без признаков вины владельца;
- технически сложные изделия (часы, хронометры) не выполняют прямых функций;
- фиксирующие и запорные устройства из драгоценных металлов стали негодными из-за нарушения технологии производства.
Для обращения с претензией к продавцу необходим паспорт гражданина, товарный чек и специальная подвеска приобретенной ювелирной вещи.
Порядок и сроки
Можно ли вернуть ювелирное изделие? Вернуть или обменять ювелирные товары можно, если они приобретались в магазине, представляющем сеть торгующих предприятий, по месту покупки. Рассматривая претензию по товару, продавец имеет право усомниться в подлинности изделия при полном внешнем соответствии и потребовать проведения экспертизы ювелирных украшений уполномоченными учреждениями. Равной степенью инициировать экспертную оценку может и покупатель. Право проведения экспертизы по оценке, в том числе подлинности ювелирных камней и драгоценных металлов, предоставлено Государственной Пробирной Палате и МГУ (в его составе центр геммологии). При положительном результате исследования и установления факта подделки пострадавшая сторона может обратиться к компетентным органам для процессуальных действий, предусмотренных законом.
Правила возврата ювелирных изделий предусматривают соблюдение следующих сроков:- предъявление претензии при обнаружении скрытых (неразличимых при совершении покупки) недостатков ограничены шестью месяцами;
- если продавец самостоятельно определил гарантию менее двух лет, а недостаток вскрыт покупателем в течение двадцати четырех месяцев, то руководствуясь статьей восемнадцать закона о потребительских правах процедуру проводят на общих основаниях;
- если время гарантии не указано, то обмен товара возможен на протяжении определенного производителем времени службы (эксплуатации) изделия.
Обжалование необоснованных решений
Если обмен ювелирных изделий не увенчался успехом, и при этом покупатель уверен в правомерности своих требования, но продавец преднамеренно затягивает рассмотрение и решение вопроса или вообще отказывается отвечать на претензии, представляется целесообразным следующий порядок действий.
- Подготовить претензию в простой письменной форме, в которой подробно описать недостатки изделия и изложить требования, связанные с заменой или возвратом драгоценного украшения.
- Претензию вручить лично (с закреплением факта передачи подписью представителя), а лучше переслать почтовым отправлением с уведомлением о его получении.
- В случае письменного отказа или оставления без рассмотрения претензии составить жалобу в контролирующие органы или судебные инстанции. Направить с приложением документов, подтверждающих приобретение изделия и проведенных действия, любым удобным для заявителя способом.
- В ходе проведения проверочных мероприятий оказывать содействие работникам ведомств в получении необходимой информации и свидетельских подтверждений (при наличии).
Правила реализации отдельных наименований товара ограничивают возможность проводить обмен ювелирных изделий на общих основаниях. Но многие вопросы, возникающие между салоном торговли и покупателем, могут решаться в ходе конструктивного диалога, основанного на взаимном уважении и понимании позиций сторон. В случаях явного нарушения прав потребителя и принципиального отказа от замены бракованного товара всегда можно обратиться за помощью в контролирующие органы и надзорные службы.