О чем говорит статья 12 закона о защите прав потребителей
В современном обществе чрезвычайно велико количество предлагаемых товаров и услуг в ассортименте. Чтобы правильно оценить ситуацию о качестве товара необходимо обладать знаниями закона. Зачастую возникают спорные вопросы между покупателем и продавцом о несоответствии требованиям безопасности приобретенного товара или предоставленной услуги. Ст.12 закона о защите прав потребителя регулирует условия возврата денежных средств или положенной компенсации за представленную в неполном объеме информацию о приобретенном товаре либо услуге.
Оглавление
Обязанности продавца и права покупателя
Федеральный закон предусматривает необходимость информирования продавцом покупателя о приобретаемом товаре, в том числе:
- об изготовителе или стране, выпускающей эту продукцию;
- о технических характеристиках;
- о безопасности его применения в быту или производственных сферах;
- иные сведения.
Важность для покупателя знаний вышеуказанной информации необходима для дальнейшей эксплуатации покупки. При отсутствии информации, неполной или недостоверной информации о товаре продавец может быть привлечен к административной, уголовной либо дисциплинарной ответственности, в зависимости от последствий такого действия.
При обладании полным информационным обеспечением о приобретении покупатель, возможно, не приобрел бы этот товар. Но если таковых знаний у него не было изначально, то его право – расторгнуть договор и просить возмещения потраченных средств.
Прекращение договорных обязательств может быть определено по двум основаниям:- Взаимная договорённость сторон.
- Решение суда, если это определено ФЗ.
Договор считается расторгнутым, если потребителем написано соответствующее заявление и предъявлен к возврату товар.
При отказе продавца от принятия подобного документа и товара этот фактор будет рассматриваться как нарушение законодательства.
Статья 12 законодательного акта о защите потребительских прав также предусматривает, если изначально продавцом не предоставлена необходимая информация о товаре, то покупатель вправе расторгнуть договор, не приобретая товар.
Общие понятия о ненадлежащем товаре
Отсутствие возможности использования товара по предназначению является основанием для его возврата. Им может являться неполная информация о покупке, в том числе невозможность им пользоваться по причине несоответствия или отсутствия инструкций по эксплуатации.
Также причинами возврата товара могут быть:- несовершенство конструкции;
- недоработки при изготовлении;
- нарушения при транспортировании;
- несоблюдение условий хранения.
В этом случае ни продавец, ни изготовитель не освобождаются от ответственности. Вина продавца по причине незнания исключается, а все возлагается на плечи производителя. Доказать последствия выявленного недостатка должен покупатель.
Если причинен или мог быть вред жизни, имуществу, здоровью покупателя и его окружению, а также природе, вследствие несвоевременного информирования о том, что срок потребления товара истек или условия его хранения были нарушены, потребитель имеет право обратиться к непосредственному продавцу за компенсацией денежной суммы, в том числе возврату стоимости товара.
Если неполное информирование потребителя реализующей товар стороной о характеристиках покупки впоследствии стало причиной порчи приобретённого товара, то в этом случае продавец обязан вернуть причитающуюся денежную сумму в размере стоимости товара.
Если товар оказался испорчен по причине недостоверной информации о правилах его эксплуатации, то потраченная сумма выплачивается полностью, независимо от процента его износа или поломки. При этом должна рассматриваться причинно-следственная связь этих действий. Доказательством указанного факта должен заниматься непосредственный потребитель в части, касающейся непредставления информации.
Практика применения законодательства
При проведении анализа решений арбитражных судов, органы исполнительной власти поддерживают позицию потребителя, если неполное информирование продавцом о приобретенном товаре или оказанной услуге повлекло за собой:
- нанесение вреда здоровью;
- невыполнение производственных задач;
- некачественное исполнение функциональных обязанностей;
- возникновение опасности для собственной жизни и окружающих;
- иные негативные последствия.
При рассмотрении дел также обращается внимание на отсутствие знаний у покупателя о свойствах или технических характеристиках покупки. Наряду с этим учитываются общепринятые способы доведения до потребителей информации о товарах и услугах.
Примеры из жизни
Предприятием, занимающимся обеспечением общественного питания, приобретены продукты по оптовым ценам. Закупка производилась по договору через безналичный расчет. Ранее приобретённые у того же поставщика товары были качественными, а купленная последней мука оказалась с просроченным сроком годности. Это было обнаружено при проведении входного контроля. Товар был возвращен поставщику, а потраченные средства возвращены.
Для нужд производства было приобретена смазочно-охлаждающая жидкость для станочного оборудования. После проведения заправки токарного станка техническое устройство поломалось. При выяснении обстоятельств случившегося выявлено, что поставщик неправильно информировал потребителя о применении СОЖ именно для этой модификации станка. После проведения судебных разбирательств на поставщика наложено обязательство о выплате денежной компенсации за стоимость оборудования и компенсацию за нарушение плана выпуска продукции.