Какая статья предусмотрена за навязывание платных услуг
Навязывание услуг – это принуждение покупателя заключить устный или письменный договор о приобретении помимо нужного товара или услуг дополнительного платного блага.
Оглавление
На сегодняшний день достаточно много организаций злоупотребляют своим положением и пытаются навязать потребителю товар, который не пользуется спросом, или непопулярную услугу. Действия со стороны предпринимателей, которые игнорируют право на свободу выбора, можно расценивать, как нарушение интересов потребителей товаров и услуг.
Какие услуги можно считать навязанными?
Современные мировая и государственная экономика функционируют в условиях экономической свободы выбора, которая заключается в возможности свободного выбора качественных товаров и услуг, способов удовлетворения своих нужд и потребностей в зависимости от своих доходов и цен.
Навязывание услуг ограничивает права потребителя и может проявляться в следующем:
- предоставление преимуществ одному покупателю перед другим в случае приобретения первым дополнительных товаров или услуг, в этом случае нарушаются также и нормы Гражданского кодекса, исключающие такое поведение продавца;
- лишение покупателя определённых благ в случае отказа от приобретения дополнительного товара;
- отказ продать нужный товар без сопутствующего, не нужного покупателю;
- требование дальнейшего обслуживания или покупки комплектующих товаров только у определённых групп лиц;
- навязывание комплексного набора услуг, которые по своей сущности не зависят друг от друга и могут предоставляться отдельно (например, приём документов страховщиком с попутным оказанием технических платных услуг на заполнение и распечатку);
- оптовая продажа товаров, не облагаемая соответствующим налогом и не оформленная согласно с нормами закона.
Если потребитель столкнулся с одной из перечисленный форм предоставления ненужных услуг, следует обратиться в компетентный орган.
Не подпадают под определение навязанных благ:
- предложение о приобретении товара или услуги, если есть возможность от них отказаться;
- реализация набора товаров или услуг, интегрированных друг в друга (допустим, продажа костюма или комплекта мебели, когда отделение одного товара будет нарушением целостности набора, предусмотренного изготовителем);
- группа товаров, объединённых одной тарой – такие товары составляют набор, а вся необходимая информация изготовителя указывается на упаковке (кроме случаев, когда обёрточный материал предназначен только для транспортировки);
- проведение акций и скидок для покупателей – предложение получить скидку на второй товар или приобрести его в подарок не являются нарушениями закона, выбор приобретать такие товары вместе более дёшево, или по отдельности, по полной стоимости, стоит за покупателем.
Целостная группа товаров, товары, объединённые одной упаковкой, акции и подарки от продавца не являются навязыванием услуг.
Самые распространённые примеры навязанных услуг на сегодняшний день:
- навязывание страховых услуг конкретной фирмы банком при заключении кредитного договора – о таких случаях необходимо обращаться в орган, уполномоченный рассматривать дела в сфере антимонопольного законодательства, при этом нарушителей ждут высокие штрафные санкции с возможным открытием уголовного производства;
- навязывание дополнительных медицинских услуг и препаратов;
- навязывание услуг сотовой связи;
- включение дополнительных пунктов в договоры, связанные с ведением жилищно-коммунального хозяйства (к примеру, когда при установке счётчика его владелец будет обязан обращаться только в одну конкретную обслуживающую компанию);
- предоставление нотариальных или других услуг с техническим платным сопровождением;
- навязывание услуги по оформлению крупных покупок (в связи с большими суммами дополнительные мелкие расходы часто покупателями не берутся во внимание, между тем – это огромная статья дохода для недобросовестных предпринимателей).
- внимательно изучать условия составляемых договоров;
- обращать внимание на неизвестные пункты и уточнять их требования;
- при предложении дополнительных товаров интересоваться, есть ли возможность отказаться от них.
При возникших разногласиях следует обращаться непосредственно к руководителю или в государственный орган для разрешения ситуации.
Куда следует обращаться при навязывании услуг?
При выявлении факта навязывания услуги продавцом следует попытаться донести до администрации соответствующую информацию. Это можно сделать как в форме устного или письменного заявления, так и написав в Книгу жалоб и предложений.
В случае, если руководитель не обращает внимания на нарушение, необходимо обратиться в следующие органы.- Роспотребнадзор – это служба, которая обеспечивает соблюдение норм законодательства в сфере защиты прав потребителей. Подать жалобу можно в территориальный орган лично, почтой, а также через интернет-сайт. Таким образом, Роспотребнадзор сможет провести проверку по факту несоблюдения закона и наказать нарушителей.
- Федеральный антимонопольный комитет также рассматривает жалобы заявителей о финансовых нарушениях.
- Прокуратура. Нелишним будет обращение в этот орган, так как инициировать внеплановую проверку по факту нарушения прав потребителей Роспотребнадзор может только с согласия прокуратуры.
- Суд – при понесённых убытках вследствие несоблюдения законодательства в области защиты прав потребителей всегда есть возможность пожаловаться в судебный орган для восстановления справедливости.
Форма жалобы в государственный орган о нарушении прав в сфере потребления
Письменная жалоба должна содержать следующее:
- название и полные реквизиты органа;
- личные данные заявителя (в случае анонимных заявлений Роспотребнадзор откажется проводить проверку, а другие органы не смогут отреагировать на нарушение должным образом и возместить понесённые убытки);
- полное название организации-нарушителя и её реквизиты;
- описание факта нарушения закона;
- сведения о наличии свидетельских, документальных или других доказательств;
- нелишним будет указать ссылки на нарушенные нормы закона;
- при подаче искового заявления, необходимо указать цену иска, указав сумму понесённых убытков;
- можно указать требования относительно организации-нарушителя;
- дату и подпись.
Кроме того, полезно прикладывать к заявлению копии договоров, чеков, иных документов. При подаче искового заявления – копии документов, которые свидетельствуют о попытках досудебного урегулирования вопроса.
Правильно изложенные требования и подробное описание сути нарушения в жалобе в компетентный орган помогут восстановить нарушенные права в полном объёме.