Как осуществлять возврат бытовой техники
Потребители вправе возвратить купленные товары, когда в них выявлены недостатки. Для тех или иных товаров законом определены различные условия возврата. Но сложнее всего возврат или обмен бытовой техники. Все дело в том, что эта категория продукции относится к перечню сложных технических и предназначенных для длительного пользования изделий. Ввиду этого законодательство ограничивает возможности потребителей в возвращении продукции бытовой техники и электроники.

Что нужно делать?
Универсальной пошаговой инструкции попросту не существует.
Однако при желании вернуть бытовую технику можно следовать нижеуказанным рекомендациям.- Следует уточнить, относится ли ваш товар к категории бытовой техники. Обычно такое указывается в инструкции по эксплуатации и иной документации купленной продукции.
- Необходимо посчитать сроки, которые прошли с момента покупки товара. А если товар уже проходил ремонт по гарантии, то сроки, в течение которых техника находилась на ремонте.
- Нужно изучить неполадку и сравнить с указанными в перечне №575, установленном правительством РФ. Общими характеристиками таких неполадок являются нарушение функциональности, непригодность для предназначенной цели и несоразмерна высокая стоимость ремонта.
- Если все же неполадки из указанного перечня, то дело за малым: нужно направить продавцу претензию с указанием требования о возврате. Также можно затребовать замену на другую схожую продукцию или попросить снижения стоимости, соразмерно затратам на ремонт.
- Если продавец отказывается возвращать деньги, то нужно писать жалобы в госорганы или иск в суд. А лучше всего и то и другое.
Так как техника весьма деликатная продукция и склонна к частым поломкам, то еще надо будет доказать, что она наступила вследствие заводского дефекта или иной причины, не связанной с использованием. Для этого как продавец, так и покупатель правомочны провести экспертизу.
Однако результаты частной, независимой экспертизы необязательны для другой стороны.
Сроки возврата
Большое значение, помимо характера поломки, в возврате бытовой техники имеют и сроки. Ведь покупатель может реализовывать те или иные свои правомочия лишь в течение ограниченных временных рамок.
Итак, в данном случае можно выделить:
- 15 дней после покупки. Именно в этот короткий срок такую продукцию можно вернуть по практически любым причинам. Главное, чтобы она не была испорчена самим потребителем.
- 2 года. В течение этого периода времени можно затребовать бесплатный ремонт по гарантии. Для возврата этой группы товаров данный срок действует вне зависимости от предоставления гарантии продавцом.
- Если при осуществлении ремонта по гарантии продавец пропускает установленный договором срок, то потребитель получает право затребовать возврата техники или его обмена. Указанный отрезок времени не может быть больше 45 дней.
- Если из-за неполадок, возникающих вследствие заводского дефекта или иного недостатка, не зависящего от потребителя, бытовую технику нельзя использовать в сумме более 30 дней на протяжении одного года, то покупатель автоматически приобретает правомочие требовать возврат или обмен.
Когда установленные договором сроки ущемляют интересы потребителей относительно указанных в законе, то они автоматически признаются недействительными.
Как доказать?
Чтобы не растягивать процесс на долгий период следует к претензии приложить некоторые документы, а определенные моменты сразу же описать в тексте претензии. Каждый подлежащий доказыванию момент необходимо подкреплять разной информацией.
Так:- Если возврат осуществляется в первые 15 дней после покупки, то достаточно доказать факт приобретения в соответствующем магазине. Обычно доказательством служит чек, но если его нет, то подтвердить данный факт можно свидетельскими показаниями.
- Факт наличия недостатка доказать можно на месте, проведя технический осмотр. Другое дело установить причину. Для этого проводится экспертиза, которая и выявляет характер поломки и из-за чего она возникла. Описать причину можно в претензии и оставить ссылку на перечень №575, указав на соответствие данного случая с указанным в НПА перечнем.
- Результат экспертизы также следует передать продавцу в виде приложения к претензии.
- Пропуск срока ремонта по гарантии доказывается актом передачи бытовой техники продавцу, в котором и указывается дата.
- 30-дневный срок непригодности доказать можно при помощи акта выдачи, который продавец обязан предоставит покупателю во время выдачи товара с гарантийного ремонта. Там указываются дата приемки, дата выдачи и другая информация по ремонту. К сожалению, срок фактической непригодности продукции доказать очень трудно. Поэтому не стоит медлить с требованием ремонта по гарантии.
Несколько полезных советов:
- При отказе продавца принять возврат или совершить обмен в течение первых 15 дней после покупки можно настоять на том, что при покупке товара была предоставлена неполная информация о его свойствах, функциях и т. д. и что дефект стал следствием этого. Это может сработать, так как обычно при продаже не все магазины включают и показывают работоспособность бытовой техники, хотя они обязаны.
- Составляя письменную претензию лучше проконсультироваться с юристом и указать в документе как можно больше доводов в свою пользу. Ссылки на НПА открыто покажут, что вы уверены в своей правоте, и продавец не решится рисковать и допустить вашего обращения в надзорные органы.
- Всегда фиксируйте поломки бытовой техники на фото- и видеокамеру. И каждый раз немедленно обращайтесь продавцу в письменной форме. Это докажет, что поломки были повторяющимися и что продавец их признавал. Это облегчит доказывание при выдвижении требования на возврат или обмен.
- Не бойтесь обращаться в государственные органы и в суд. Недобросовестные продавцы всегда должны быть наказаны.