Что изменится в госзакупках - изменения в законодательстве и правилах
Сфера госзакупок является одной из важнейших в государственной политике. От ее развития зависит качество и эффективность распределения государственных ресурсов. В данной статье поговорим о состоянии сферы госзакупок, а также об изменениях в государственных закупках.

Оглавление
- Новые изменения в сфере государственных закупок
- Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП
- Как работают госзакупки
- Кто занимается государственными закупками
- Цели закупочной функции центрального правительства
- Правовое регулирование государственных закупок
- Влияние государственных закупок на международное пространство
Новые изменения в сфере государственных закупок
Одно из главных нововведений: с января 2019 года заказчики должны использовать следующие виды конкурентных процедур:
- электронный аукцион;
- открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форму;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Все эти процедуры заказчики могли использовать уже с 1 июля 2018 года наравне с бумажной формой.
Однако, 44-ФЗ предусматривает случаи, когда можно будет проводить тендеры и в бумажной форме. Это относится к закупкам проводимым согласно статьям: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1.
По решению Правительства РФ некоторые закрытые закупки также могут быть проведены в электронной форме.
На общих же основаниях – бумажная формат будет отменена.
В связи с этим всем участникам будет необходимо пройти аккредитацию на электронных торговых площадках. Об особенностях этой процедуры мы расскажем ниже.
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП
Начиная с 1 января 2019 года все участники госзакупок должны будут зарегистрироваться в единой информационной системе. По этим данным будет формироваться ЕРУЗ – единый реестр участников закупок. За его ведение отвечает Федеральное казначейство.
В связи с этим упрощается процесс получения аккредитации на государственных электронных площадках – она будет активирована автоматически в течение 1 дня после попадания участника в ЕРУЗ. Пройти же аккредитацию на ЭТП без регистрации в ЕИС – с 1 января 2019 будет невозможно.
Если участник уже аккредитован на всех федеральных площадках, то зарегистрироваться в ЕИС ему надо будет в течение 2019 года.
Исходя из этого можно сказать, что единый реестр участников закупок облегчит работу поставщиков с площадками, т.к. не придется по несколько раз заполнять заявления и прикреплять документы.
С 1 марта вступает в силу Постановление Правительства № 159 от 19.02.2019. Оно запрещает заключать договоры лизинга на иностранные товары машиностроения. Теперь если в лизинговом контракте прописано, что в конце срока действия заказчик получит право собственности на предмет лизинга, который попал в список, утвержденный Постановлением Правительства № 656 от 14.07.2014, то такой контракт подписывать нельзя. Это значит, что больше не получится обойти запрет на закупку товаров машиностроения. Этим же Постановлением снимаются и ограничения. Запреты больше не распространяются на автомобили, которые сделали отечественные компании. Главное условие — чтобы эти компании исполняли без нареканий соглашения с Минэкономразвития и по состоянию на 01.01.2015 ввозили из-за рубежа автокомпоненты для промышленной сборки моторных транспортных средств. У Торгово-промышленной палаты с марта прибавится работы. Ее обязали вести Единый электронный реестр актов экспертизы.
Как работают госзакупки
Действующее законодательство о государственных закупках в России состоит из двух групп актов: национальное законодательство (в частности, Федеральный закон № 44-ФЗ «О системе контрактов при государственных и муниципальных закупках товаров, работ и услуг» и Федеральный закон № 223-ФЗ). «О закупке товаров, работ и услуг специальными видами юридических лиц») и наднациональное право (статья 88 Договора о Евразийском экономическом союзе и приложение 25 к нему).
Все участники круглого стола Международного правового форума по государственным закупкам в России единодушно согласились с необходимостью реформирования действующего национального и наднационального законодательства. Более того, большинство из них заявили, что опыт Европейского Союза должен быть принят во внимание.
Например, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, статс-секретарь Выделяются следующие проблемы действующего российского законодательства о государственных закупках. Во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия уходят от регулирования Федерального закона N 44 благодаря государственной помощи в виде субсидий. Во-вторых, субъективные критерии играют все более важную роль в процедурах закупок. В-третьих, заказчики часто применяют открытую процедуру для контрактов на строительные работы вместо использования аукциона, который намного дешевле и позволит построить десятки дополнительных школ и больниц из-за разницы в цене. Далее, организации-заказчики обычно устанавливают выборочные стандарты при применении ограниченной процедуры. Более того, невозможно контролировать участие малых и средних предприятий. Наконец, существует законодательный пробел, касающийся требований к экспертам и порядка проведения экспертизы.
Общеизвестно, что сфера государственных закупок является одной из самых коррумпированных не только в Российской Федерации, но и в Европейском союзе. Поскольку рыночная экономика, преобладающая в настоящее время в мире, предусматривает ограниченное вмешательство государства в рыночный процесс, государственные закупки могут рассматриваться как инструмент такого вмешательства. Более того, иногда государственные закупки используются для того, чтобы скрыть государственную помощь, что запрещено по общему правилу.
Несколько ключевых условий должны быть выполнены одновременно, чтобы мера была государственной помощью. Во-первых, должно быть вмешательство государства или через государственные ресурсы. Во-вторых, это должно дать преимущество получателю. В-третьих, мера должна быть выборочной, а не общей. Наконец, оно должно искажать или угрожать нарушением конкуренции. Что касается Европейского Союза, требуется дополнительное условие - вмешательство может повлиять на торговлю между государствами-членами.
Вмешательство государства или через государственные ресурсы не обязательно означает, что происходит передача ресурсов. Государственная помощь оказывается, когда государство получило меньше, чем задолжала компания (например, сборы). В то же время следует учитывать, что понятие «государство» в данном случае включает не только центральное или региональное правительство, но также муниципальное правительство и организации, созданные или контролируемые государством.
Преимущество для получателя государственной помощи предполагается, когда компания освобождается от платежей, которые она заплатила бы в ходе обычной экономической деятельности. Однако эта мера должна быть выборочной, применимой только к одному или нескольким предприятиям и, таким образом, ставить их в более выгодное положение по сравнению с конкурентами.
Ключевыми критериями определения государственной помощи являются не форма, а сущность. Таким образом, не только прямые субсидии, льготная процентная ставка, налоговые льготы или льготные кредитные гарантии считаются государственной помощью, но и выгодные условия тендера.
В некоторых ситуациях государственная помощь может предоставляться в рамках процедур государственных закупок. Во-первых, тендер вообще не нужен, но он используется для маскировки перевода денег. Во-вторых, тендер оправдан, но критерий присуждения не связан с предметом договора. В-третьих, цена контракта ненормально высока и не обеспечивает покупку по рыночной цене. Наконец, товары, услуги и работы приобретаются в пользу третьей стороны. Также довольно часто встречаются случаи, когда требования к тендеру благоприятствуют одному предприятию, которое подает аномально низкий тендер благодаря предоставленной помощи.
Коррупция в рамках государственных закупок, а также другие недостатки действующего законодательства могут быть устранены путем принятия следующих мер. Федеральный закон N 44 должен четко и недвусмысленно указывать, что государственные и муниципальные унитарные субъекты связаны его положениями. Кроме того, что касается контрактов на строительные работы, организации-заказчики должны быть обязаны применять аукцион, а не открытую процедуру, независимо от цены контракта. Более того, открытые процедуры должны проводиться в электронном виде. Это гарантировало бы анонимность и более низкий уровень потенциального заговора и принятия субъективных решений, поскольку было бы невозможно повлиять на содержание тендера и процедуру его подачи.
Кто занимается государственными закупками
Министерство финансов отвечает за общее руководство и руководство финансами центрального правительства и за развитие финансовой администрации. Министерство финансов направляет и направляет закупки в центральном правительстве, например, в рамках стратегии государственных закупок, принимая решение о централизованных совместных закупках, разрабатывая процедуры закупок и сохраняя ответственность за общие условия закупок. Каждое министерство несет ответственность за закупки в своем соответствующем административном секторе. Государственные закупки составляют 200-400 миллиардов рублей в год (без учета инфраструктурных и оборонных закупок).
Законодательство о закупках устанавливает правила проведения тендеров на закупки центрального правительства. Эти правила обеспечивают прозрачную конкуренцию в сфере закупок, равное и недискриминационное отношение к участникам торгов и эффективное использование государственных средств. Законодательство о государственных заказах подготовлено Министерством занятости и экономики.
Цели закупочной функции центрального правительства
Служба закупок для центральных правительственных учреждений и государственных органов должна быть последовательной и управляемой организацией. Цель состоит в том, чтобы все закупки были хорошо спланированы, эффективны и качественны. В своих закупках агентства и государственные органы используют рамочные механизмы, установленные посредством централизованных конкурентных торгов.
Правовое регулирование государственных закупок
Положения о закупках, которые будут продаваться централизованно в рамках правительства, изложены в Законе о государственном бюджете и Постановлении правительства о совместных закупках в центральном правительстве. Этот централизованный конкурсный тендер распространяется на обычные продукты и услуги, а также на широко используемое оборудование ИКТ, программное обеспечение и общие административные информационные системы. Продукты и услуги, охватываемые централизованным тендером, определены в Решении Министерства финансов о совместных закупках в центральном правительстве. В Решении указывается, какие продукты и услуги в центральном правительстве должны закупаться централизованно посредством проведения тендеров. В Решении также указывается объединенная закупочная единица, которая будет выполнять тендерный процесс. Правительственный Центр ИКТ отвечает за совместные системы ИКТ центрального правительства, которые не зависят от какого-либо конкретного сектора.
- Оцифровка государственных закупок
Задачи по оцифровке государственных закупок:
- Закупки центрального правительства будут осуществляться правильно, эффективно и экономно, а также будут способствовать конкуренции на рынке между поставщиками.
- Закупки будут простыми, стандартизированными и контролируемыми. Заказ будет легко.
- Контракты будут рассматриваться как процесс от начала до конца (от признания необходимости закупок и проведения конкурсных торгов до оформления заказа, оплаты и отчетности)
- Оцифровка закупок будет способствовать действиям центрального правительства в целом, а также действиям отдельных агентств, и обеспечит им экономию.
- Уровень автоматизации в закупках будет увеличиваться, а доля ручной работы уменьшится.
- Распределение обязанностей в государственных закупках между организациями, предоставляющими корпоративные услуги, и агентскими организациями будет четким и будет хорошо работать на практике.
Влияние государственных закупок на международное пространство
Заграничные меры стали все более значимым фактором в мировой торговле и усилиях по усилению экономической интеграции. Эти меры включают политику, проводимую государствами с тем, чтобы отдавать предпочтение местным фирмам по сравнению с иностранными фирмами в контрактах на государственные закупки (также известные как государственные закупки). Появление этой политики привлекло внимание разработчиков торговой политики и выявило пробелы в база фактических данных, необходимых для принятия политических решений.
Зачастую государственные закупки выгодны местным поставщикам на внутреннем рынке. Направленный на повышение внутренней экономики, на практике этот подход может привести к рыночным искажениям, которые ограничивают выбор, повышают цены и подрывают экономическую эффективность. Усиление конкуренции со стороны иностранных поставщиков в отношении контрактов на государственные закупки может оказать понижающее давление на стоимость товаров и услуг, придать налогоплательщикам соотношение цены и качества и обеспечить доступ к товарам и услугам, которые могут улучшить качество государственных услуг, в то же время способствуя более эффективному распределению ресурсов. через экономику.
Признавая неэффективность затрат, которую ограничительные государственные закупки могут навязать национальным экономикам, международное торговое сообщество много лет работает над тем, чтобы привести государственные закупки к многосторонним правилам торговли. Соглашение о государственных закупках (ГПД) является многосторонним соглашением, последнее обновление которого было завершено в 2014 году и заключено в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Это означает, что некоторые, но не все члены ВТО являются сторонами, подписавшими ГПД.
В основе ГПД ВТО лежат юридически обязывающие правила, которые требуют, чтобы подписавшие стороны устанавливали открытые, справедливые и прозрачные условия конкуренции в процессах государственных закупок для определенных областей, которые они согласовали.
Параллельно ряд региональных торговых соглашений (РТС) включает обязательства по государственным закупкам. Обязывая соблюдать некоторые базовые принципы, такие как прозрачность и не дискриминация, эти региональные и многосторонние соглашения стремились покончить с некоторыми преференциальными и дискриминационными практиками в традиционной деятельности государственных закупок.
Несмотря на этот прогресс, информация о мерах по государственным закупкам на глобальном уровне скудна; в частности, не хватает данных и информации о видах дискриминационных мер закупок, применяемых правительствами. Чтобы помочь устранить этот пробел, ОЭСР разработала таксономию мер, влияющих на государственные закупки это обеспечивает систему классификации для различных мер, политик и процедур, которые могут повлиять на трансграничные государственные закупки. Таксономия ОЭСР предназначена не для вынесения суждения о легитимности целей государственной политики, к которым стремятся меры по закупкам, а для того, чтобы подчеркнуть влияние мер на торговлю в качестве одного из элементов для рассмотрения при разработке политики и в целях информирования правительств. рассмотрение менее ограничительных торговых мер для достижения тех же целей политики.
Страны могут использовать таксономию для составления карты и лучшего понимания характера своих собственных режимов закупок, в том числе в связи с существующей международной передовой практикой. Для дальнейшей помощи странам в оценке их режимов закупок мы также сопоставили таксономию с передовой международной практикой (Соглашение о государственных закупках ВТО и Типовой закон ЮНСИТРАЛ о государственных закупках).
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.